Политика и колбаса
Я, как Пушкин – никогда не покидал пределов Отечества (Украина – не в счет). Загранпаспорт, оформленный еще при Ельцине ("на всякий случай") давно просрочен. До последнего времени меня это обстоятельство не волновало. Теперь волнует...
Когда Андрей Илларионов переехал на ПМЖ в США, Станислав Белковский предрек: не сегодня-завтра еще пара сотен интеллектуалов "смажет лыжи". Пророчество это немедленно начало исполняться. Не буду перечислять, кто и при каких обстоятельствах уже уехал, кто и в каких выражениях обнародовал соответствующие планы. Имя им пока не легион, но первая когорта политэмигрантов точно укомплектована. Остальные – на подходе.
Для России это явление, мягко говоря, не новое. Наиболее развитая и активная часть образованного класса всегда тяготилась монгольскими замашками руководства страны – и при царях, и при генсеках, и при президентах. Если тем хватало ума и такта с образованным классом заигрывать – дело, обычно, не шло дальше регулярных поездок "на воды". Когда же кислород перекрывали полностью – "воды" автоматически превращались в ПМЖ. Так что нынешнее поветрие – конечно, никакое не "новое", а типичное "хорошо забытое старое".
Советский опыт политэмиграции породил две ложные "константы":
- прорываться на Запад придется с боем;
- заграница нам поможет.
Между тем, сегодня плыть по Черному морю в надувной лодке, баррикадироваться в гостиничном номере или тревожить Луиса Корвалана – совершенно не обязательно. "Вот - Бог, а вот – порог", - пожимают плечами невозмутимые чекисты, отпуская любого желающего на все четыре стороны. На таком фоне муки отъезжающих не выглядят слишком мучительными (что не лучшим образом сказывается на перспективах получения "беженского" статуса).
Да и Запад нынче не тот. Былая готовность носиться как с писанной торбой с любым смельчаком, прорвавшимся сквозь "железный занавес" сошла на нет. Действующее руководство страны успешно переформатировало "внешний интерфейс": теперь Россия – "сырьевая деспотия туркменского типа", а ее энергичный глава - "наш сукин сын". Не секрет, что это волшебное сочетание – карт-бланш на любой произвол в отношении населения.
Полное и безоговорочное одобрение политики действующего российского руководства окончательно и триумфально подтвердила Гватемала. Назначив субтропический Сочи зимней олимпийской столицей, "мировое сообщество" фактически заявило о своей заинтересованности в сохранении "туркменского" статус-кво в России, как минимум, на ближайшие 7 лет.
Между тем, именно позиция "принимающей стороны", в свое время давала нашему брату статус политэмигранта. Похоже, теперь мы будем покидать страну "на общих основаниях" – без учета специфики "выталкивающих факторов". Политическая эмиграция нынче приравнена к "колбасной". Может быть, оно и к лучшему...
Шизофрения и самогипноз
Как известно, к трапу самолета человека подталкивают два фактора:
- невыносимость дальнейшего пребывания на родине;
- уверенность в завтрашнем дне за ее пределами.
Начнем с первого.
Эмиграция конца 80-х – начала 90-х годов была воистину "колбасной". В СССР люди обожествляли западные стандарты потребления настолько, что были все основания говорить о специфическом карго-культе. "Железный занавес" упал – адепты отправились в паломничество по "святым местам". Ужасы "переходного периода" тогда воспринимались как временные и сами по себе "выталкивающим фактором" не были. Гораздо важнее то, что вектор развития страны тогда был четко обозначен: от "совка" к Западу – то есть, в том самом "колбасном" направлении. Просто некоторые хотели получить все сразу, а очарованная "перестройкой" "заграница" широко распахнула перед ними двери.
Сегодня все иначе. Страна фактически отказалась от развития и стремительно сползает по цивилизационной шкале все ниже и ниже. То есть налицо "выталкивающий фактор" колоссальной силы, по сравнению с которым былые карго-глупости – сущий вздор. Никогда еще большая и лучшая часть населения России не рассматривалась властью как ненужный балласт... Нечто похожее имело место разве что после Октябрьской революции, когда под нож пошли целые сословия, не вписывающиеся в большевистский проект.
Точно также в проект "энергетической империи" не вписываются слишком грамотные, слишком, самостоятельные, слишком, образованные, слишком культурные, слишком цивилизованные – а значит, слишком требовательные граждане. А ведь помешанная на науке, прогрессе и образовании советская власть сделала такими десятки миллионов! В свою очередь, ельцинщина, при всех ее очевидных издержках, привила им и их детям вкус к свободе.
Налицо гигантская армия "лишних людей", составляющих около половины населения страны. Чтобы как-то обозначить границы, давайте прикинем – кто в их число не входит:
- Выходцы из слаборазвитых национальных окраин, имеющие иную ментальность, образовательный и культурный уровень, бытовые привычки и прочее.
- Деклассированные элементы: "гопники", алкоголики, наркоманы, бомжи, криминалитет и так далее.
- Новые российские "элиты" (чиновники и олигархи) и их обслуживающий персонал (менты и прочие силовики, медийщики, госслужащие и так далее).
Границы этих групп подвижны, но исключительно в сторону расширения. Ведь быть "лишним человеком" в своей стране – не сахар. А потому кто-то спивается, кто-то пытается хоть как-то выстроиться в "вертикаль" ("ради будущего своих детей"). В свою очередь, новоприбывшие "южане" не только не ассимилируются, но и старательно культивируют "национальный колорит", справедливо считая его страховкой от попадания в гетто (знаменитое суворовское "Назначьте меня немцем" сегодня звучит как "Назначьте меня чеченцем").
В этих условиях едва ли не единственная эффективная личная стратегия для "лишнего человека" – покинуть стремительно деградирующую страну (ради себя или "ради будущего своих детей" – как кому больше нравится). Кстати, действующая власть именно к этому нас и склоняет. Весь тошнотворный путинский "псевдосовок" с бесконечными надоями/удоями и Рамзаном Кадыровым, ментовско-чекистский беспредел, удушение любых форм частной инициативы, безумно-коррупционные порядки на всех уровнях – все это (вплоть до средневекового запрета на ввоз биоматериалов) недвусмысленный намек: "Россия - не ваша страна! Вам - капризным умникам - тут нечего делать! .
Одновременно Путин, как лев, бьется, дабы обеспечить нам "коридор" для беспрепятственного переезда на Запад: упрощение визового режима с Евросоюзом (вплоть до Шенгена), нелепые планы по обеспечению конвертации рубля, Болонский процесс и многое-многое другое.
Пока "лишние люди" в массе своей президенту взаимностью не отвечают – приспосабливаются, как могут, к меняющейся реальности и живут, не желая признавать себя "лишними". Впрочем, это неудивительно, весь путинский агитпроп вкупе с придворной "социологией" работает на эту иллюзию: медиа-война с Украиной, Грузией, Эстонией, Евровидение, Сочи-2014, бесчисленные "социологические опросы" на тему "Вы за Путина или за хаос (пидарасов, Америку, глобальное потепление)?" и многое другое. В этом состоит главный парадокс путинщины: одной рукой тебя выталкивают за порог, другой - нежно обнимают за талию.
Шизофрения эта – естественное следствие попытки решить одновременно две задачи: избавиться от "лишних" и... обеспечить видимость "всенародной поддержки". В итоге, самый простой способ сохранить душевное здоровье в РФ – внутренняя эмиграция. Человек сознательно отказывается от любых окончательных суждений, зависая в некой "серой зоне". Выбить его из этого состояния может только резкое и очевидное ухудшение условий жизни или реальная угроза для безопасности близких.
Эта летаргия мгновенно улетучивается, когда человек лишается имущества, попадает под коррупционно-судебно-силовой пресс или когда мясо его сына застревает в шестернях армейского механизма. Никакая агитация ему в этот момент не нужна. Потому что он и так все знал. Теперь ему просто не зачем продолжать себя обманывать.
Массовое же отрезвление может наступить только в случае масштабного социально-экономического кризиса, соизмеримого с дефолтом 1998 года. Судя по всему, его осталось ждать недолго.
"Поделить и уехать"
Недавно в Ново-Огарево Путин и Грызлов разыграли юмористическую миниатюру в духе незабвенного Аркадия Райкина. Грызлов, пряча в усы снисходительную усмешку, сообщил президенту, что коммунисты с родинцами предложили разделить Стабфонд между гражданами страны – мол, в аккурат по 40 млн рублей на нос получится. Путин юмор оценил: "Идея хорошая, только 40 млн – мало. Давайте по 400 млн раздадим! Давайте всю страну поделим и уедем! Только нас там никто не ждет".
Не знаю как вы, а я в этой шутке не вижу ничего смешного. Во-первых, Путин признал, что только одна афера "Стабфонд" позволила ему украсть лично у меня 40 млн рублей. Думаю, я бы смог их потратить с умом. И вы бы смогли. (А еще экономическое образование мне подсказывает, что, потратив эти деньги, мы бы с вами оживили внутренний рынок, создали кучу рабочих мест, налоговых отчислений и много чего еще.)
И перспектива "взять деньги и уехать" мне не кажется смешной. Что-то мне подсказывает, что с такими деньгами (около $150 тысяч) нам будут рады в любой стране.
Но Бог с ним со Стабфондом. В конце концов, Стабфонд – как его не дели – не про нашу честь. А что есть у нас с вами? Вот, скажем, крыша над головой. Я недавно сравнивал цены на недвижимость в Ростове-на-Дону и в Чехии. Так вот, в Ростове они намного выше! Полагаю, похожие цены и в других областных центрах. Я уж не говорю про Москву или Сочи.
За годы путинщины цены на недвижимость выросли в среднем... на порядок (в 10 раз) и продолжают расти. Отсюда следуют две новости: плохая и хорошая. Плохая: при таких ценах заработать честным трудом на квартиру или дополнительную комнату в РФ невозможно. Хорошая: если я завтра перееду на ПМЖ в другую страну, у меня в руках будет солидный стартовый капитал. Вот так – "за здорово живешь". И у вас будет. Но это – если мы решимся на переезд сейчас. Завтра может быть уже поздно.
Очевидно, что перегретый до белого каления рынок недвижимости рано или поздно лопнет. В условиях, когда "квадратный метр" – главная резервная волюта, когда реально заселяется только каждая пятая квартира, падение это будет оглушительным. Очевидно и то, что это явление будет частью масштабного социально-экономического кризиса – то есть, того самого события, которое может перевести наших потенциальных эмигрантов в разряд актуальных.
Получается, своего рода "вилка": сейчас лучшее время для того, чтобы покинуть страну, но те, для кого эмиграция объективно – лучшее решение, к ней не готовы. А когда будут готовы – станут обычными беженцами, а не состоятельными инвесторами, как сейчас.
Как это не странно, в наилучшем положении оказывается несистемная оппозиция (те из нас, кого пока не посадили). Мы и сами хороши, и Путин сделал все, от него зависящее, чтобы устроить нашу судьбу наилучшим образом.
Судите сами. Во-первых, мы не имеем никаких иллюзий в отношении происходящего в стране и давно расставили все точки над "и" там, где другие сознательно прячутся в "серый туман". Во-вторых, власть уже сейчас обеспечила нас солидными "выталкивающими факторами". Например, меня.
Сначала меня по адресу моего реального проживания (который кроме членов моей семьи никто не знает) раздался телефонный звонок – офицер ФСБ приглашал для ознакомительной беседы. Потом еще раз. Потом все местные провайдеры дружно заблокировали доступ к сайту, главным редактором которого я являюсь, тем самым лишив меня доступа на рабочее место (техники по телефону сообщили – откуда поступил приказ). Уверенность в завтрашнем дне, которой и так было не густо, пропала совсем.
А ведь все это – сущие пустяки! Меня не избили до полусмерти ОМОНовцы или "неизвестные". Меня ни разу не "снимали" с поезда или самолета. На меня пока не завели уголовное дело. Семью мою пока не запугивают (если не считать идиотских выходок "патриотических" клакеров в "Живом журнале"). Тем не менее, о переезде на ПМЖ в какое-нибудь более подходящее место я уже начал задумываться всерьез. Еще немного прессанут, глядишь – соберу манатки, продам за бешеные деньги свою халупу и...
Некоторые начинающие оппозиционеры любят журить население за "пассивность" и "инертность" – мол, не бегут, задрав штаны на баррикады. А почему, собственно, обыватель должен действовать как профессиональный революционер? Люди выходят на улицу, когда этот выход чреват переменами ("революционная ситуация"). Каждый фальстарт здесь – акт личного мужества. Вменять же подвиг в обязанность можно только самому себе. Я, например, не вменяю: выбирая между местом на нарах (или на кладбище) и эмиграцией, я без колебаний отдам предпочтение последнему. А вы?
Без русских берез
Итак, подведем итоги: - у нас полстраны потенциальных эмигрантов ("лишние люди"); - сейчас у них есть шанс стать актуальными на беспрецедентно выгодных условиях; - этим шансом готовы сегодня воспользоваться лишь немногие (преимущественно политически-ангажированная интеллигенция).
Так и живем...
То, что я написал, разумеется, сколько-нибудь существенно на ситуации не скажется. Текст этот, вообще, мало кто прочитает. Например, его не прочитаю я, так как попасть на сайт Каспаров.Ru, находясь в Ростове-на-Дону, невозможно (та же фигня, что и с НАЗЛОБУ). А жаль, если бы мы все дружно начали воплощать в жизнь "шутку юмора" президента РФ (про "все поделить и уехать") – это было бы чертовски правильно.
Во-первых, не надо забывать, что сегодня единственная альтернатива отъезду (не считая банального вымирания) – одичание. Никаких других вариантов для нас не предусмотрено. С другой стороны, уже сейчас русские на Западе активно консолидируются и стремятся найти себе там достойное место, сохраняя национальную идентичность. И у многих это получается. Уже есть русские фракции в парламентах некоторых европейских стран и в ПАСЕ. Если численность русских европейцев удвоится – у нас есть все основания претендовать на роль одной из самых влиятельных мировых диаспор.
Сегодня кажется нелепым переход значительной части русского народа в режим "рассеянья". До сих пор это явление было только вынужденным и переживалось крайне тяжело. Между тем, если подойти к этому вопросу спокойно - без "русских берез", "малинового звона" и прочих сентиментальных соплей – станет очевидно, что в сложившихся условиях это – едва ли не единственный способ сохранить русскую цивилизацию. Если на каком-то этапе эмиграция из России станет массовым явлением, возникнут условия для естественного отбора. В диаспорах на Западе лучшая часть русского народа окажется в оптимальных условиях для формирования новой современной конкурентоспособной русской нации – законной наследницы интеллектуальных, культурных, технических достижений русской цивилизации (Путину с Кадыровым они все равно без надобности).
Для этого необходимо сделать над собой усилие и признать, что территория исторической России не является высшей ценностью, а иллюзия ее сохранения – не самоцель.
Если город обречен, надо выходить из него под барабанный бой, с развернутыми знаменами, а не кормить своими телами песьеголовых оккупантов.
Вы можете оставить свои комментарии здесь