Причиной смерти ученой признана фульминантная (стремительная) форма гепатита B. "Никаких объективных свидетельств, подтверждающих наступление смерти в результате отравления или иного внешнего воздействия, получено не было",— говорится в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела по статье "убийство".
Cемья Желудевой убеждена, что выводы следствия необъективны. Семью удивляет, что врачи, проводившие осмотр Желудевой в течение четырех дней, не сумели распознать гепатит B. Женщине ставили диагноз ОРВИ, затем психическое расстройство, нарушение мозгового кровообращения и, наконец, острую печеночную недостаточность неустановленной этиологии (острый токсический гепатит). "Если известный уже более 40 лет гепатит B не был обнаружен, то речь идет либо о недостатке квалификации врачей, либо о преступной халатности",— считает муж Желудевой Георгий Гусев. Родные Светланы Желудевой склоняются к версии отравления. Их удивило, почему следствие признало безвредность порошка лишь на том основании, что в нем не обнаружено спор сибирской язвы. Они подозревают "возможность подмены конвертов на любом этапе, от доставки до изъятия и экспертизы".
По данным адвокатов семьи Светланы Желудевой, в ходе следственной проверки "не привлекались токсикологи и гепатологи". "Кроме того, нет ни опросов ряда врачей,— недоумевает Гусев,— ни свидетельств членов рабочей группы Минобрнауки по проектам в области нанотехнологий, членом которой Светлана была. Наконец, не опрошен директор Института кристаллографии Михаил Ковальчук". По мнению адвокатов и семьи, следствие должно было тщательнее проверить "бизнес-проекты" в области нанотехнологий, к финансовым оценкам которых могла иметь отношение Светлана Желудева.
Президент Лиги пациентов и председатель общественного совета при Росздравнадзоре Александр Саверский полагает, что, "если верить в версию следствия о гепатите, родственники имеют все основания обвинить врачей в том, что те не выявили диагноз". Однако, по мнению Саверского, который ознакомился с вердиктом патологоанатомов, картина "похожа на острое отравление веществом, которое не нашли или не захотели найти; да и диагноз гепатит, похоже, появился лишь после смерти". "В любом случае надо понять, кто врет: врачи, ставившие другой диагноз, или патологоанатомы",— убежден эксперт.
Напомним, 8 мая Светлана Желудева вскрыла конверт, адресованный директору института Михаилу Ковальчуку. В письме Желудева обнаружила неизвестный белый порошок. Спустя 5 дней в состоянии комы ученый была доставлена в в НИИ имени Склифосовского, где скончалась 17 мая. У Желудевой была диагностирована полиорганная недостаточность, в частности, были сильно затронуты печень, почки и мозг.
Роспотребнадзор после окончательной экспертизы заявил, что порошок, представляющий собой речной песок, безвредный, и контакт с ним был и у других сотрудников института, однако они чувствуют себя нормально. По мнению ведомства, Желудева скончалась от диагностированного ей гепатита В. Однако эксперты полагают, что Желудева могла быть отравлена контактным ядом или радиоизотопами.