Чем больше закручиваются гайки в путинской России, тем активнее нужно думать о новых методах проведения кампаний солидарности с теми, кого коснулся черным крылом двуглавый орел.
Несомненно, российское гражданское общество имеет полное основание требовать должного внимания со стороны международных правозащитных организаций. Раз назвался правозащитником — будь им.
Одним из стандартных требований заявлений, обращенных к властям стран-нарушителей, является требование о проведении "своевременных и эффективных действий" для расследования эпизодов насилия, угроз, запугивания, уголовного преследования и других форм давления, которые применяются в отношении неугодных правозащитников, политических активистов, журналистов и прочих "несогласных". Надо сказать, что правозащитным организациям тоже следует порекомендовать поразмыслить о том, каким образом они могут наладить более своевременное реагирование на возникающие вызовы. Но эти вопросы относятся к их внутренней епархии. Они разберутся. Я, во всяком случае, веры в это не теряю.
Но кроме вертикальных связей — от отдельного человека, отдельного правозащитника, отдельного журналиста, блогера, художника к секретариатам правозащитных организаций в Лондоне, Женеве, Париже, Осло — есть и горизонтальные. На то мы и являемся гражданским обществом, а не путинской вертикалью.
Недавно из Питера в Хельсинки приехала гостья. Александра Качко. Она стала известна благодаря своему творчеству и социальным сетям.
Примерно два года назад Александра вывела на питерские улицы свое альтер эго: образ молодой девушки в короткой юбке и ярких колготках, чем она мне напомнила забавную Пеппи Длинныйчулок.
Однако юная особа на бумажных граффити Александры Качко не прогуливалась по питерским дворам. Она обращалась к людям, куда-то спешащим по своим делам или возвращающимся в свои дворы-колодцы. Она призывала их не бояться. Она звала людей присоединиться к мирному гражданскому протесту.
Созданный Александрой образ тронул своей силой и одновременно позитивностью. Мы сделали публикацию для финской "Новой газеты". Первое интервью с Александрой состоялось через "Скайп".
В Финляндии фотографиями работ Александры Качко на питерских улицах стало интересоваться все больше людей. Примерно два месяца назад возникла идея рассказать о роли политического искусства в жизни современного российского общества. Те, кто пригласил Александру Качко в Хельсинки, не работают в правозащитных организациях. У них нет никаких ресурсов, кроме своих собственных. Один человек сделал приглашение. Второй бесплатно предоставил площадку для встречи и разговора. Третий помог найти журналистов, которые заинтересовались работами и деятельностью Александры. Ну, и так далее… То есть все на горизонтальных связях. Ничего по вертикали.
На встречу с Александрой Качко в книжный магазин "Аркадия" пришли самые разные люди. Журналист Яри пишет книгу о политическом искусстве. Собрано много материала из разных стран. Но Россия оставалась "черной дырой". Финские художники, искусствоведы и журналисты гораздо теснее связаны с Африкой, Ближним Востоком и Латинской Америкой. Журналистка из Италии Алессандра пришла, потому что работает над материалом о политическом раскладе в Санкт-Петербурге. Пожилой немец Клаус живет в соседнем доме. Его до сих пор не отпускают воспоминания о том, что пережила Германия при нацистском режиме. И он очень хотел помочь тем, кто не сдается нынешним апологетам практик и тактик германского диктатора. Молодые анархисты много слышали о группе "Война" и пришли узнать о других активистах визуального жанра. Чеченец Магомед пришел, потому что "не мог не прийти".
Так случилось, что встреча с Александрой Качко совпала по времени с кампанией в поддержку девушек из панк-группы Pussy Riot. Это не могло быть запланировано. Но, судя по всему, в небесной канцелярии ведают, как помочь людям в беде. О Pussy Riot было много вопросов. В том числе и о том, какую реальную помощь может оказать финское общество.
Магазин "Аркадия" расположен неподалеку от двух крупных галерей современного искусства. Александра получила возможность убедиться в том, что
акции "хулиганок" из числа членов "бабского бунта" куда скромнее, чем некоторые работы нынешних художников из Польши или той же Финляндии, которые нашли свое место в "Киасме" — одной из крупнейших галерей современного искусства.
В частной галерее Амоса Андерсона мы попали еще на одну выставку политического искусства, которое в 60–80-е годы прошлого века взрывало общественное мнение и толкало общество к выходу из тупика условных понятий и общественных табу. Интересно, что хозяева этой галереи, расположенной в шестиэтажном здании, которое когда-то было огромным многоквартирным домом, не относятся к числу буйных левых. Наоборот, это одна из тех финно-шведских семей, которые в далекие годы войны белофиннов с красными были на стороне белых. А теперь — в их галерее полотна с безработными, красными звездами, триптих с Булгаковым, Лениным и Ахматовой. Причем Ленин романтически украшен цветочными виньетками. Видимо, дело в том, что
финское общество достаточно уверенно чувствует себя в своих убеждениях, чтобы спокойно слушать мнения оппонентов и даже ценить их интеллектуальность.
А еще Александра убедилась в том, что в Финляндии акции проводятся и на улице. И не только пикеты у посольств. На одной из набережных Хельсинки в далекие 70-е годы был установлен памятник — подарок братского Советского Союза. Это образ босоногой девушки, которая устремлена вперед. Именно в тот день, когда Саша Качко впервые шла по улицам Хельсинки, на бронзовой фигуре девушки появилась яркая фиолетовая деталь — лозунг "Свободу Pussy Riot".
Когда Саша закончила свой рассказ о том, как родился образ Зои, почему граффити с распятыми женскими телами стало отмечать в Санкт-Петербурге места преступлений, совершенных в отношении женщин, как связана попытка одобрить закон о запрете абортов с реальной заботой о здоровье женщины. Слушатели задали Качко очень простой вопрос: "Где вы берете энергию? Как вы преодолеваете свой собственный страх, чтобы продолжать свою работу?" Саша в жизни очень не громкий человек. Она удивила определенным противоречием между своим робким голосом, скромными манерами истинной петербургской барышни и жесткостью своих работ. На заданный вопрос Саша ответила тихо: "А как же иначе? Если меня не устраивает то, что происходит вокруг, я не могу сидеть тихо, ничего не делая…"
В ответ раздался мужской голос: "А помощники вам не нужны? Я художник. Могу приехать к вам и помочь". А заодно Саша получила приглашение принять участие в одной из многочисленных выставок, которые регулярно организуются в Хельсинки.
Я рассказала историю приезда Саши Качко в Хельсинки, чтобы ответить на вопрос, который мне очень часто задают мои нероссийские друзья: "Чем мы можем помочь? Ведь один — не воин в поле". Я отвечаю: "Один плюс один — уже двое. Два на два — четыре. Арифметическая прогрессия. Геометрическая прогрессия. Количество переходит в качество. А качество не зависит от размера". Мы очень мало можем сделать в одиночку.
Мы ничего не дождемся, если будем ждать, когда внимание правозащитных организаций прольется на страждущих политзеков и политрепрессируемых как манна небесная. Нужно искать новые пути привлечения внимания.
В мире очень много людей, которые готовы протянуть руку помощи. Ищущий и доверяющий да обрящет.
Вы можете оставить свои комментарии здесь