Первым из них стал британский беллетрист Ли Чайлд, один из самых популярных в мировом масштабе авторов детективов последнего времени. По одному из романов его сериала о бывшем военном полицейском Джеке Ричере и снят этот фильм. Чайлд принял участие и в создании сценария. Второй же — суперзвезда Том Круз, который к своим 50 годам окончательно утвердился в статусе актера номер один в мире.
Режиссером пригласили Кристофера МакКуорри, который до этого снял с Крузом (правильнее, возможно, сказать снял для Круза) "Операцию "Валькирия" и "Туриста". То бишь зарекомендовал себя неплохим авторов экшн-фильмов.
В отличие от книги Чайлда, в ее экранизации с самого начала показано, что главный подозреваемый в преступлении невиновен. Таким образом, "Джек Ричер" является скорее боевиком и триллером, чем детективом.
Между прочим, первые несколько минут фильма, в которые уместилось и преступление и его расследование, могут служить образчиком того, как экранизировать литературный текст, если в нем нет ни единой реплики. Без лишних слов.
Но совсем без детективной интриги тоже не обошлось. Авторы поступили с ней остроумно. Ричер и помогающая ему блондинка-адвокат вычисляют не убийцу, а его жертву. Одного из пяти убитых человек, кого стрелок умертвил "адресно", использовав остальных только для того, чтобы замаскировать целенаправленный и рациональный характер преступления.
Круз, которого в прошлом долгое время многие критики вообще числили по разряду скорее профессиональных красавчиков, чем актеров, в общем-то справился с ролью сурового отставного офицера — амплуа, никогда не казавшееся созданным для него.
Тема, которая должна вызвать особый интерес у российского зрителя, это, конечно, "русская мафия". Со своим отношением к тому, как она изображена в "Ричере", пусть каждый определяется сам. С одной стороны,
иногда кажется, что россияне никогда не будут довольны тем, какими представляет их Голливуд. Вот на "Врага у ворот" тоже все ругались. Но через 10 лет Михалков снял свои китчевые опусы.
И рядом с "Утомленными солнцем — 2" западный фильм о снайпере в окопах Сталинграда следует признать образцом как исторической достоверности, так и уважения к победителям в войне.
С другой стороны, понятия "клюква" никто не отменял. Она цветет и пахнет и в первоисточнике — в романе Чайлд сумел переврать, кажется, все, что написал там о Советском Союзе (перепутал Хрущева с Горбачевым и прочее). В киноадаптации махрового цвета тоже хватает с лихвой. Достаточно сказать, что авторы заставили русских бандитов переплюнуть якудзу. Если японские гангстеры в наказание за проступки и ошибки отрезают себе пальцы, то тут русский "пахан" заставил нерадивого подопечного собственный палец своими же зубами отгрызть.
Примечателен и тот факт, что на роль изуродованного в ГУЛАГе voravzakone создатели картины пригласили выдающегося немецкого режиссера, работающего в последние годы в Америке, Вернера Херцога.
Но в целом артисты на экране, среди которых нашелся и один российский актер, вполне правдоподобно изображают "наших" "братков" — небритых, хмуро насупленных и в кожаных куртках. В произведении фигурируют и хорошие русские, пусть и граждане США во многих поколениях.
Один из факторов успеха цикла Ли Чайлда о Джеке Ричере заключается в том, что ему удалось создать героя-детектива, который в равной степени наделен как силой, так и умом. И исполнитель главной роли в целом адекватно воплотил этот образ.
А действие подчинено ритму: напряженный интеллектуальный дедуктивный поиск — драка или перестрелка или погоня.
"Зачин" фильма — расстрел стрелком-одиночкой мирных городских обывателей приобрел особую актуальность в свете недавних событий в США. Да и всегда серийные или массовые убийцы были той темой, которая неизменно пользовалась специфическим вниманием американской культуры и массового сознания.
В итоге получилось умеренно патриотичное, в меру драматичное, в меру психологичное и даже в отношении "русской темы" вполне, в общем-то, политкорректное кино. Джек Ричер в нем гоняет на крутых старых американских гоночных машинах, что твой Стив МакКуин в "Буллите" или юный Мел Гибсон в "Безумном Максе", патриотично тараня ими новенькие немецкие иномарки. Он наказывает плохих выходцев из России, но зато помогает ему потомок хороших россиян-эмигрантов, красотка-юрист по фамилии Родин. Под конец им приходит на помощь увенчанный славой голливудский патриарх Роберт Дюваль.
Вкупе со всеми этими ингредиентами преподнесена и скромная мораль, прописанная Ли Чайлдом уже в романе "Выстрел": жертвы заслуживают больше внимания, чем преступники.
Дескать, поменьше бы вы, дорогие американские граждане, уделяли внимания каждому очередному психопату с винтовкой.
Сцена финального боя — именно боя, это лучшее определение — должна пополнить собой золотой фонд жанра кинобоевика. А перед расправой с массовым убийцей у Тома Круза лицо такое же великолепно-злое, как и в конце "Соучастника". Кажется, что сейчас вопреки законам жанра хороший парень казнит безоружного плохого. Однако первый оставляет второму право на рукопашный поединок, напоминая, что кино все-таки жанровое. Впрочем, то, что мститель делает со злодеем голыми руками, выглядит страшнее и хуже безжалостного и неблагородного расстрела. А вот отсутствие оружия у страшного русского главаря бандитов Зека (Херцога) не становится препятствием для финальной точки, которую ставит в его биографии Ричер. Рука вершителя правосудия не дрогнула.
Эта роль не станет ни особым украшением фильмографии Круза, ни фальшивой нотой в ней. Она просто напомнит общественности о двух вещах. Во-первых, секс-символом можно оставаться и в 50. Во-вторых, мужчина может быть одновременно красивым, умным и крутым. Ну или, по крайней мере, играть такого.
Вы можете оставить свои комментарии здесь
Антон Семикин
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter