Россия отмечает День Победы 9 мая — для большинства россиян это столь естественно, что они даже не задумываются о том, что выбор этой даты является довольно спорным. Как известно, Акт о безоговорочной капитуляции Германских вооружённых сил вступил в силу 8 мая 1945 года, и с тех пор именно 8 мая весь мир отмечает Победу над нацизмом. В то же время, ни 8, ни 9 мая Вторая мировая война не закончилась, а продолжалась ещё до 2 сентября 1945 года – дня капитуляции Японии.
Однако Россия не только отмечает Победу в другой день, нежели весь остальной мир, она отмечает победу в другой войне: в Великой Отечественной, как учили нас всех с детства, а вовсе не во Второй мировой. Это не просто замена терминов, это ещё и серьёзное искажение смыслов, причём, не случайное, а преднамеренное. Попробуем разобраться.
Начнём с того, что во Второй мировой войне державы "оси" были разгромлены объединёнными усилиями государств антигитлеровской коалиции, лидерами которой были Великобритания, СССР и США.
Вклад Советского Союза в Победу был, безусловно велик, но он не одолел (и не смог бы одолеть) нацистскую Германию и её союзников в одиночку.
Использование вместо термина "Вторая мировая война" термина "Великая Отечественная война" позволило советской пропаганде заретушировать роль союзников в разгроме нацизма, представить её второстепенной. Это было необходимо советским вождям, поскольку вчерашние товарищи по оружию стали теперь противниками в Холодной войне, соответственно, признавать их заслуги представлялось политически нецелесообразным.
Кроме того, утверждение пропагандистского штампа о советском народе как победителе нацизма (как будто британский, американский и многие другие народы, участвовавшие в общей борьбе, не были такими же победителями!) создавало для СССР возможность требовать особого к себе отношения как к спасителю мира от коричневой чумы. Следует признать, что СССР весьма успешно этой возможностью воспользовался. В частности, серьёзным успехом советской пропаганды стал тот факт, что среди западных интеллектуалов на несколько десятилетий антикоммунизм стал едва ли не синонимом фашизма. Это обстоятельство серьёзно осложнило положение борцов с коммунизмом во многих странах мира. Сегодня этот же штамп пытается использовать неосоветский – путинский – режим.
Во-вторых, Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года, в то время как Великая Отечественная – 22 июня 1941 года. Сосредотачивая своё внимание исключительно на периоде с 1941 по 1945 год, советская пропаганда обходила вниманием то неприглядное обстоятельство, что
с 1939 по 1941 год Советский Союз был де-факто союзником нацистской Германии.
В этом качестве СССР стал соучастником Гитлера в насильственном разделе Польши, а также активно поддерживал Третий Рейх масштабными поставками сырья и продовольствия.
Более того, само участие Советского Союза, наряду со странами Свободного мира, в антигитлеровской коалиции стало, в определённой степени, результатом исторической случайности.
После того, как Сталин развязал в 1939 году агрессивную войну против мирной Финляндии, правительства Великобритании и Франции, на тот момент уже находившихся в состоянии войны с Германией, всерьёз начали рассматривать возможность оказания военной помощи Финляндии и начала боевых действий против СССР. Продлись Советско-финская война несколько дольше, эти планы вполне могли бы воплотиться в жизнь, и тогда конфигурация воюющих сторон во Второй мировой войне была бы совсем иной.
В-третьих, использование термина "Великая Отечественная война" применительно к участию России во Второй мировой войне просто некорректно. Некорректно, прежде всего, потому, что
России как государства в тот период времени просто не существовало.
Мне уже доводилось писать о том, что советская государственность не была продолжением исторической российской государственности, а напротив, была её отрицанием. Необходимо также принять во внимание, что значительное число русских людей в той войне воевало на стороне "оси" в рядах Русской освободительной армии и ряда других воинских формирований. Своей целью они видели свержение советского строя и восстановление исторической России. Можно осуждать этих людей за неправильный выбор союзников в этой борьбе (хотя, был ли у них вообще хоть какой-то выбор в условиях, когда либеральные демократии Запада вступили, хоть и вынужденно, в союз со Сталиным?), можно упрекать их в наивности, поскольку в планы Гитлера никогда не входило восстановление российской государственности, и он просто цинично использовал РОА в своих интересах, но нельзя отрицать, что бойцы РОА (по крайней мере, значительная их часть) стремились к возрождению исторической России. В то же самое время другая часть русского народа под знаменами Советской армии билась против нацизма, но и против таких же русских людей, защищая при этом антирусское и антироссийское советское государство.
То есть, на фоне Второй мировой войны русский народ пережил ещё одну гражданскую войну, однако гражданская война не может быть отечественной!
Для того, чтобы окончательно порвать с советской традицией, продолжателем которой является и ныне правящий режим, и восстановить историческую российскую государственность, разрушенную большевиками в 1917 году, нам ещё только предстоит проделать колоссальную работу по переосмыслению и переоценке истории Второй мировой войны и участия народов СССР в этой войне. Сделать это необходимо, поскольку, пока мы не разберёмся со своим прошлым, у нас не может быть будущего.