За 2014 год на всей территории Российской Федерации в было выявлено всего 465 посмертных доноров. Причин низкого уровня донорства в стране множество. В России нет единого электронного регистра доноров и полученных органов, федерального листа ожидания реципиентов, логистической службы. Также существуют законодательные пробелы, так, до последнего времени нельзя было поставить диагноз "смерть головного мозга" ребенку. Отмечаются также отсутствие финансового обеспечения сохранности донорских органов до их пересадки и социокультурные барьеры.
Также недостаток органов во многом связан с отсутствием доверия к конкретным врачам, медицине и государству в целом.
Подчеркивается, что и само государство занимает по данному вопросу во многом двоякую позицию.
Уже несколько месяцев новый "большой" закон о донорстве находится на стадии общественного обсуждения. По мнению медицинских специалистов, данный закон получился крайне противоречивым. К примеру, в первоначальном варианте закона вводилась процедура испрошенного согласия на забор донорского органа, чего в России никогда не было. В настоящее время в стране существует презумпция согласия, то есть все граждане являются донорами по умолчанию. Также законопроект подразумевает запрет на изъятие органов из неопознанных тел, что насторожило медиков.
Согласно действующему федеральному закону "О донорстве органов и трансплантации" от 1992 года, никто не обязан заниматься выявлением доноров и изъятием органов.
"Нет обязательного порядка или закона, который обязывал бы определять потенциального донора и принимать положенные меры для сохранения его органов, как того требуют международные стандарты. Можно сказать, что для реаниматологов это что-то вроде хобби, основа которого — коллегиальное понимание необходимости спасения жизни как таковой", — рассказал Готье.
Академик РАН, бывший депутат Госдумы и член комитета по охране здоровья Сергей Колесников называет проект нового закона популистским.
"Реальные последствия такого решения никто не просчитывает. А результат будет такой: люди поедут делать трансплантацию за границу и увезут из страны деньги, которые могли бы помочь развитию донорства в России. Это на руку разве что коммерческим фирмам, организующим такие поездки. Успокаивает то, что он еще будет обсуждаться, и хотелось бы, чтобы прислушались к мнению специалистов", — отмечает он.
Отмечается, что в развитых странах мира часто применяется подход, известный как трансплантационный туризм.
Так как в экономически развитых странах с хорошим здравоохранением люди редко погибают молодыми, то и потенциальных доноров среди них не так много. Зачастую за органами в другие страны едут граждане финансово обеспеченных стран, к примеру из Саудовской Аравии, Австралии, Японии, Канады, США и Южной Кореи из-за слишком длинной очереди на родине. При этом в Индии или Китае стоимость операции в несколько раз ниже, чем в странах ЕС или США. Доноры зачастую проживают в достаточно бедных странах: Египте, Пакистане, Иране и Филиппинах.
При этом в ВОЗ и других международных организациях подобную практику осуждают, называя коммерческое перераспределение ограниченного национального донорского ресурса в пользу граждан других государств эксплуатацией бедных народов богатыми.
В мае Минздрав аккредитовал сеть индийских клиник Fortis, которые специализируются на пересадках органов в качестве официального партнера российского государства.
То есть теперь эти клиники могут лечить российских пациентов за бюджетные средства, в том числе детей, нуждающихся в пересадке сердца.
Однако многие эксперты не согласны с таким подходом, так как, по их мнению, речь идет о перераспределении государственного финансирования высокотехнологичной медицинской помощи в пользу иностранных клиник. Но для многих пациентов это лучший и единственный на сегодня выход.
Ранее сообщалось, что Минздрав РФ должен до 1 декабря подготовить предложения по повышению ответственности россиян за состояние своего здоровья.
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter