Нашел в своем шкафу уникальную вещь – комплект учебников по граждановедению Я.В. Соколова. Учебники предназначались для учащихся 5-9 классов и были выпущены в 1998 году. Я еще застал то время, когда граждановедение и обществознание в школе проходили именно по таким учебникам. Сейчас я расскажу вам, в чем их уникальность.
Открываем учебник для 5-го класса. И читаем в нем: "...отгремели никому не нужные войны в Афганистане и Чечне (…) Любить помойки и ошибки своего правительства невозможно. Но гражданин, не любя всего этого, переживает боль и трудности своей Родины. И не только переживает. Гражданин действует. Он участвует в политике и требует перемен, требует реформ. Он понимает, что без его участия в выборах ничего не изменится (…) Гражданин требует от властей принять такие законы, которые бы сделали воровство невыгодным. Он поможет выявить взяточника и вымогателя (…) Обыватель не пойдет на встречу с кандидатом в депутаты. Ведь ему все равно, кто получит власть в его городе или селе, кто будет управлять страной. Лишь бы его не трогали. Он впервые задумается о политике, когда его сына пошлют в новый Афганистан или Чечню".
Еще в этом учебнике есть рубрика "В мире мудрых мыслей". Там можно увидеть, например, такие цитаты:
"Видеть несправедливость и молчать – это значит самому участвовать в ней. Ж.-Ж. Руссо"
Есть рубрика "спросите у родителей": "Спросите у родителей, что они знают об убийствах журналистов Дмитрия Холодова, Владислава Листьева, православного священника Александра Меня? Поинтересуйтесь, из каких источников они узнали об этих преступлениях. Что делает государство под давлением общественного мнения?"
В учебнике содержатся письма граждан в газеты, например:
"Нам долго талдычили – интересы государства превыше всего. Я спрашиваю: где оно, это государство? Я хочу с ним познакомиться и объяснить, что не я ему должен прислуживать, а оно должно служить мне".
Шестиклассникам предлагается обсудить диктатуру, национализм и фашизм. Темы сообщений и сочинений – "Национализм и глупость – братья-близнецы". "Фашизм – знамя пещерных людей". В отдельной рубрике предлагается оспорить утверждения "Народу нужна железная рука" и "Демократия – это когда все можно". Параллельно обсуждаются насущные школьные проблемы – травля и издевательства над аутсайдерами, "стрелки", то есть драки по примеру бандитских разборок (теперь многие уже забыли, что это такое, а вот в девяностых и начале нулевых это было обычным делом), небезопасность школьных туалетов (истинная правда), вымогательства денег старшеклассниками (тоже было).
Еще одна глава – "Какой суд нам нужен". В ней, помимо всего прочего, рассматривается вопрос о "телефонном праве" как фундаментальном нарушении законности. Как-то раз я говорил о "телефонном праве" полицейским, а они не знали, что это такое. Надо было отправить их читать учебник Соловьева для 6-го класса школы – тут все очень популярно и доступно излагается.
Впрочем, я вовсе не хочу сказать, будто этот учебник идеален. Например, в учебнике для 7-х классов обсуждаются те преступления, которые способен совершить подросток – разбой, грабеж, вымогательство, убийство, изнасилование. Так вот, в главе об изнасиловании присутствуют позорные слова о "провоцирующем поведении" потерпевших. Любопытно, что пост-советская Россия в 90-е охотно поднимала на знамена европейские и американские идеи – равноправие! Законность! Правовое государство! Гражданское общество!.. Но как только дело доходило до вопросов, связанных с полом, сексуальностью, семьей и воспитанием детей – сразу же оказывалось, что тут нам Европа не указ, и нас от наших "ценностей" бульдозерами не оттащишь.
Я вот думаю – а может, именно поэтому и прочие попытки обновления бездарно провалились?.. Нельзя искренне верить в правовое государство – и одновременно в то, что родители имеют право на физические наказания детей, а женщина – это прежде всего "хранительница очага", которая не должна вести себя вызывающе и "провоцировать" мужчину. Эти две картины мира вообще не совместимы, как здоровье и болезнь – где есть одно, второго быть не может. Так случилось и у нас. Поблекли и опали прежние знамена – гласность, справедливый суд, права и свободы человека! – а раковая опухоль "традиционных ценностей" пустила местастазы во все сферы нашей жизни. И теперь у нас наконец настала полная гармония – и в государстве, и в семье ценности вполне традиционные (пещерные). Конфликт благополучно устранен.
И все-таки эти учебники были первыми и последними подобными учебниками в истории России. До них – советские учебники обществознания с пассажами о "лживой буржуазной демократии". После них – путинские учебники обществознания, из которых изъяли все насущные и острые вопросы, оставив только невинную культурологию и квасно-патриотические рассуждения о любви к своей стране. Вот только если Соколов в своем учебнике для 5-х классов очень внятно объяснил, в чем именно, по его мнению, должна проявляться эта любовь, то в современных учебниках любить предлагается не Конституцию и не благополучие своих сограждан, а герб, гимн, флаг и остальную мишуру (георгиевскую ленту и лозунги про великую победу). Любовь к стране подменяется выхолощенной любовью к символам. У "патриота" формируются простейшие условные рефлексы – впадать в экстатический восторг, когда по телевизору передают парад, и в экстатическую ярость, когда кто-то оскверняет "наши символы". При таком раскладе чиновник, обворовавший государство на миллиарды долларов, всегда сможет натравить народ на панка, который на концерте сжег российский флаг. И они разорвут этого панка на клочки, не обращая ни малейшего внимания на воровство в космических масштабах, пытки в тюрьмах, произвол и беззаконие.
Наши правители не отличаются особенным умом, но кое-что все-таки понимают. Или, может, им дают советы люди, которые грамотнее и умнее их. Так что сейчас "морально устаревшие" учебники граждановедения изъяты изо всех библиотек (комплект, который я храню у себя дома, я унес практически с помойки). Пусть эти учебники были несовершенны и несли в себе зародыши болезней, поразивших наше общество впоследствии, и все-таки мои товарищи со Всероссийских олимпиад по праву и обществознанию – те люди, которые, как и я, учились по тому единственному за историю России поколению учебников и принимали их всерьез – почти в полном составе вышли на Болотную. Они стояли в сцепке на проспекте Сахарова и становились наблюдателями на парламентских и президентских выборах. И, думая об этом, я смотрю на эти книжки с нежностью.
! Орфография и стилистика автора сохранены