1 октября выдалось солнечным, идти митинговать не хотелось. Но именно в этот первый день "бабьего лета" партия "Яблоко" устраивала митинг против призыва в армию. Этой акцией партия продолжила свою компанию за отказ от против призыва в пользу профессиональной армии. Выступавший на мероприятии председатель молодежного "Яблока" Николай Кавказский пообещал, что подобные акции пройдут во всех больших городах. Ну, тут он, конечно, напугал власть. На площади собралось не больше полусотни активистов, представителей ЛевСД, Либертарианской партии, консервативных демократов.
При этом было четкое ощущение, что призыв в армию практически ни кому из пришедших не грозит. Активисты произносили речи, полиция лениво охраняла, молодые люди призывного возраста проходили мимо и скалились, обсуждая между собой что-то в том смысле, что собрались мол чудаки.
Никто из прохожих к митингу так и не примкнул.
3 октября в офисе партии "Яблоко" прошел семинар правозащитника Сергея Сорокина, посвященный альтернативной службе. В офис в центре Москвы тоже пришло немного народу. Как и на митинге, мероприятие, видимо из-за плохой рекламы, не смогло привлечь новых сторонников, все собравшиеся уже являются антимилитаристами и сторонниками партии "Яблоко".
Как выяснилось, тут, также как и участникам митинга, военная служба на данный момент грозила немногим. Один из них – учащийся 11 класса – прошел две медкомиссии, одна из которых признала его негодным, повторная посчитала ровно наоборот, другому молодому человеку уже 22 года и он до сих пор как-то не торопится вернуть все, что успел "задолжать" Родине.
Свое выступление Сорокин начал с того, что стремление "забить" на армию присуще людям с дохристовых времен и за это время они успели много добиться. В частности, в нашей стране 59-я статья Конституции гарантирует право человека не брать в руки оружие, если ему по каким-либо причинам кажется неприемлемым убивать себе подобных. В отличие от официальной позиции партии "Яблоко", требующей отказаться от призывной армии в пользу контрактной, Сорокин выступает за отказ от армии вообще.
"Я вообще выступаю за то, чтобы всю армию распустить, это ужасно, неприлично, некультурно, и очень затратно, содержание одного военкомата стоит не менее 1 млн. рублей, содержания 300 тысяч призывников, ради которых необходимо также содержать еще столько же офицеров и обслуживающего персонала и вовсе выливается в баснословную сумму",
– заявил правозащитник.
Сам Сорокин в 1992 году, опираясь на 59-ю статью смог "откосить" от армии своего сына, просто предложив прокурору и военкому завести уголовное дело по факту отказа своего отпрыска от несения военной службы, а заодно и против злополучной статьи Конституции. Альтернативной службы в стране еще не было и военкому пришлось ретироваться.
Для нынешних пацифистов, отказ от воинской службы все-таки не означает отказ от службы совсем. Гражданам, отказавшимся держать в руках оружие, придется изрядно понервничать, поспорить и пройти альтернативную гражданскую службу. Гражданская служба полностью регулируется в отличие от воинской трудовым законодательством Российской Федерации.
Это в военкомате офицер начнет обещать сачку, что отправит его за полярный круг, в хоспис, собирать утки из-под инвалидов, в реальности же, после написанного заявления военкомат чаще всего теряет интерес к призывнику, распределение альтернативщиков ложится на Роструд.
По закону альтернативная служба в 1,75 раза длиннее безальтернативной и составляет год и девять месяцев. При этом трудящемуся должны платить зарплату, соответствующую его должности на предприятии, а трудовая неделя согласно Трудовому кодексу не должна превышать 40 часов в неделю, ну и, конечно, пацифисту, как и всякому другому работнику, положен отпуск, больничные и праздники.
Согласно закону принимать на работу призывников могут только федеральные учреждения, но из-за отсутствия рабочей силы, сюда же включили Почту России, хотя та формально вообще является ОАО, теперь это самый активный потребитель призывной рабочей силы. За свою практику, Сорокин вспомнил три неприятных случая направления на работу, все три в морги, два удалось оспорить, в третьем призывника в итоге решили списать по болезни.
Как и служба в войсках, направление на альтернативную службу имеет экстерриториальный принцип, то есть по идее, вновь призванного могут отправить на работу в любую точку России. На самом же деле, согласно трудовому кодексу, лишь туда, где есть приемлемые условия для проживания, то есть общежитие. По своему многолетнему опыту, Сорокин заявляет, что
чаще всего служба занятости просто не заморачивается с отправкой и поиском жилья, и оставляет призывника проходить службу в том же регионе, где он проживает. Кроме того, призывник всегда может написать заявление на перевод.
Любые конфликты между призывником и администрацией решаются через трудовую комиссию, для которой количество наказанных работодателей также важно как для полицейских, скажем, количество выловленных нелегальных мигрантов, то есть каждому поводу рады.
По закону об альтернативной службе, будущий новобранец должен подать заявление не во время призывной комиссии, как логично было предположить, а еще за полгода до призыва. От призывника также потребуют доказать, что он не может служить по убеждениям, предъявить документальные доказательства убеждений, а еще лучше привести свидетелей его участия в пацифистских или религиозных организациях, в которых он состоит. Как объясняет правозащитник, все эти препятствия прописанные в законе лишь трюк, чтобы не лишить призывников вооруженные силы, на самом деле свое право отказаться призывник может реализовать в любой момент, ничего не доказывая.
Если призывная комиссия отказывает в направлении на альтернативную службу, молодой человек может написать заявление в вышестоящую инстанцию и далее в еще более вышестоящую инстанцию, вплоть до городского военкомата.
Жалоба в вышестоящую инстанцию автоматически останавливает действие решения призывной комиссии. В отличие от переписки с судами, здесь после отказа в высшей инстанции вопрос не считается закрытым. Переписываться и судится с горвоенкоматом можно вплоть до 29 лет и пока вопрос не решен, призывника не имеют права забрать в армию.
Если призывник активно доказывает свое нежелание служить в армии и не ведется на угрозы людей в погонах, то его редко отвозят на распределительный пункт, но и
даже у тех, кого отвезли на распределение не так много шансов попасть в войска, "купцы", приезжающие за призывниками, просто не хотят брать тех, кто активно протестует и отказывается от службы.
Хуже всего приходится тем, кого неприязнь посетила уже после принесения присяги, им чаще всего угрожают дисбатом, уголовной ответственностью, но в конечном итоге, большинство таких случаев кончается списанием проблемного призывника по медицинским показаниям – людям в погонах совершенно ни к чему эксцессы с уголовными делами у себя в части.
За все время своей деятельности, Сорокин смог вспомнить только три случая, привлечения к уголовной ответственности призывников отказавшихся от службы в войсках апеллируя к 59-й статье Конституции. Двум из них в 1992 пришлось даже посидеть немного в СИЗО, а в последнем случае, в 1996 году в Воронеже дело кончилось оправдание без отсидки.
По окончанию лекции, Николай Кавказский призвал всех голосовать в созданной активистами "Яблока" петиции за создание контрактной армии.
Создается впечатление, что "Яблоко" подобно большевикам в 1917 году готово сделать ставку на требование демилитаризации в стране, которую война тянет на дно. Только как признают сами "яблочники", патриотический угар еще очень силен, призывающий к созданию профессиональной армии Явлинский явно не так популярен как нынешний "генералиссимус". Несмотря на войну в Сирии, очевидное участие российских войск в конфликте на Украине обывателю не хочется зашквариться об участие в "акции слабаков". По итогам выборов ясно, что народ безмолвствует, граждане не поддержали власть, но это не значит, что оппозиция смогла перейти на поле противника, "Яблоку" пока не удалось привлечь в свои сторонники деморализованных граждан.