Вот уже неделю светское общество с жаром обсуждает главную новость литературной богемы: бывший писатель Захар Прилепин занял должность зама командира батальона вооружённых сил ДНР по воспитательной работе с личным составом. Почему бывший писатель? Потому что, среди прочего, он – создатель клипа "Пора валить тех, кто говорит “пора валить”". Писатель может быть бойцом. Писатель может быть полевым командиром. А может быть замом командира по идеологической работе, то есть политруком. Наконец, писатель может быть военным пропагандистом. Не будем вспоминать Эренбурга с его знаменитым "убей немца". Но ведь и анархо-коммунист Оруэлл служил в агитпропе буржуазной Британии в годы войны. Можно как угодно относиться к политической позиции Сергея Шаргунова, но он остается писателем, хотя и вражеским. А вот создатель клипа "Пора валить" писателем быть уже не может. Был русский писатель, а стал создатель клипа "Пора валить".
Политрук Прилепин обиделся на Андрея Пионтковского, назвавшего его фашистом. Написал "а за фашиста ответишь". Несколько лет назад его отношение к понятию "фашизм" было не столь однозначно. Как-то при большом стечении праворадикального народа он заявил: "Мы здесь, конечно, все против фашизма. Против того фашизма, с которым воевала наша страна. Но мы-то знаем, что на самом деле фашизм – это форма противостояния гнусной действительности". То есть, для политрука Прилепина существуют, как минимум, два разных фашизма: тот, с которым мы воевали, и "настоящий". То есть, правильный.
Не будем углубляться в вопрос, какой именно вид фашизма политрук Прилепин считает правильным. Изначальный, в отличие от впоследствии извращенного, подобно тому, как был извращен коммунизм? Или, напротив, обновленный, цивилизовавшийся, очищенный от изначальной дикости, приобретший "человеческое лицо"? Не будем углубляться в вопрос, какие оттенки корпоративизма, национал-синдикализма или интегрализма составляют основу мировоззрения политрука Прилепина и кто ему ближе из антигитлеровской оппозиции внутри нацистской партии – Эрнст Рэм, или братья Штрассеры? Дело не в идеологических нюансах. Клип "Пора валить" говорит о прилепинском понимании правильного фашизма гораздо больше, чем все "измы" вместе взятые. Вот какой у Прилепина клип – такой у него и фашизм.
Других претензий к политруку Прилепину у меня, в общем-то, нет. Я никогда не упрекал своих бывших друзей и союзников по оппозиции, что, когда началась война, они встали на противоположную моей сторону. Каждый вправе выбирать свою сторону в гражданской войне. Я никогда не упрекал Прилепина и Шаргунова в том, что они агитируют ехать на войну молодых балбесов. Каждый вправе агитировать за то, во что верит сам.
Я никогда не требовал от нынешней власти честного выполнения ее собственных законов, не различающих добровольца и наемника. Я не считаю справедливыми законы, с точки зрения которых воинство ДНР – такое же незаконное вооруженное формирование, как и армия Исламского Государства. В старушке Европе, чтобы тебя признали террористической организацией, нужно хотя бы в каком-нибудь мирном городе метро взорвать.
Когда фактически идет война, каждый человек имеет неотъемлемое святое право присоединиться к любой из фактически существующих воюющих сторон. Независимо от того, признают ли ее "законной" воюющей стороной те или иные государства. Это право всегда имело неформальную моральную санкцию, признававшуюся людьми более высокой, чем любые писаные законы. Называлось это "правом на восстание". И если сбудется мечта многих членов партии "Яблоко" о честном выполнении нынешней властью нынешних же законов, я готов буду спрятать повстанца-добровольца Прилепина в каком-нибудь схроне. Вот только руки создателю клипа "Пора валить" не подам.
Я не нуждаюсь в демонизации противника. В расчеловечивании образа врага во время войны нуждаются слабые духом. Те, кому для подавления естественного человеческого отвращения к убийству, к насилию и жестокости нужны постоянные лошадиные дозы ненависти. Сильный может позволить себе уважение к врагу. Может позволить себе даже понимать его правду. Вот только даже уважающий себя враг не будет уважать создателя клипа "Пора валить".
И все же выразим признательность политруку Прилепину. За его программное интервью. В котором про Киев, "всю Украину" и все такое. Ведь он ответил на вопрос, весьма болезненный для многих противников колорадского мятежа на Донбассе: а почему бы Украине не отпустить на все четыре стороны этих ватников, этих совков, не желающих в цивилизованную Европу и поддерживающих рашистско-фашистских мятежников? Зачем они Украине? Ведь только обуза. Пусть присоединяются хоть к Российской Федерации, хоть к Центрально-Африканской Республике. Ведь в войне за восстановление контроля над этим гиблым куском суши гибнет гражданское население, гибнут дети.
Политрук Прилепин не сказал ничего нового. Он лишь напомнил о том, о чем стали забывать. Повторил то, что говорили еще Гиркин с Бородаем. То, что писали рядовые бойцы мятежных формирований на бортах своей бронетехники. Все эти лозунги "На Киев!" и "На Львов!".
Украина не может отпустить Донбасс гиркиных, бородаев и прилепиных, потому что Донбасс гиркиных, бородаев и прилепиных не отпустит Украину. На Донбассе нет реальной силы, выступающей с сепаратистской программой отделения от Украины. Во всех военно-политических структурах "ЛДНР" абсолютно доминирует "партия возвращения всей Украины в состав Российской Империи". Сепаратизм – это для полезных западных правозащитников, чувствительных к принципу самоопределения вплоть до отделения. А для внутреннего потребления – клип "Пора валить".
В военно-политической структуре "ЛДНР" намертво сплелись местные мятежники и пришлые из России. Политруки и военные специалисты. Добровольцы, полудобровольцы и совсем не добровольцы. Разорвать эту спайку практически невозможно. Можно предполагать, что в этом клубке есть достойные противники. Можно пытаться понять мотивы, по которым они примкнули к мятежу. Единственное, чего с ними нельзя – так это договориться. Ситуация не имеет невоенного решения, пока Донбасс остается плацдармом для наступления на Украину. Плацдармом для гиркиных, бородаев и прилепиных. Для того, чтобы процесс политического урегулирования проблемы Донбасса мог хотя бы начаться, необходимо разгромить, уничтожить, изгнать тех, кто пришел на Донбасс с песней "Пора валить". Единственное, чего я не желаю политруку Прилепину – так это того, чтобы его завалили свои. Как уже завалили многих не менее ярких полевых командиров колорадского мятежа. Я все-таки желаю политруку Прилепину достойной гибели в бою.