Международная группа исследователей доказала существование новой формы материи — "экситония". Он является конденсатом "экситонов" — связанных друг с другом электронов и "дырок" (Science, релиз на сайте Phys.org).
"Экситон" образуется, когда один из электронов в валентной зоне полупроводника возбуждается и перескакивает в зону проводимости, оставляя за собой "дырку". Эта "дырка" может рассматриваться как частица с положительным зарядом (квазипозитрон), связанная с электроном, ушедшим в зону проводимости.
Я сообщаю об этом не только потому что мне хочется довести до сведения читателей, что есть нечто более важное, чем Путин, меняющий курдов Африна на турецкий газопровод, но и потому, что эта новость спровоцировала меня на очередной приступ "продуктивности". Прошлой осенью нобелевское открытие парных симметричных вихрей частиц при фазовом переходе веществ навело меня на поиски аналогий при трансформациях социума - в частности, появления эффекта двуполярности у потока антисистемного движения.
Так и теперь - идея о том, что исчезновение элемента социокультурного континуума (мема) создает мем с зеркально-обратными характеристиками. Причем этот антимем составляет устойчивую пару (биполярную систему) с вытесненным им мемом.
Например, ликвидация уже существующих выборов президента как демократического института создает феномен Антивыборов, в которых главной задачей является не кастинг кандидатов, а утверждение безальтернативности фаворита. Такая ситуация не приводит к отмене соревновательности, но к ее смещению в область конкуренции за право оказать наилучшую помощь фавориту.
В результате парадоксальным выводом из этого становится то, что призыв к неучастию в Антивыборах становится в этих условиях единственным способом защиты Выборов.
Вот еще три примера.
При Петре Первом, три века назад, фактически уничтожается церковь византийского типа "Святой Руси". Церковь становится министерством, но церковью становится Государство, Империя, стремящаяся стать Европой.
90 лет назад, при Безбожной Пятилетке, Русская церковь, как она существовала при петербургской монархии, исчезает, становясь катакомбной (священником в ней был Дмитрий Сахаров - отец академика), с характеристиками, весьма отличными от Синодальной. Но сильной "византийской" псевдоцерковью становится Партия.
Четверть тысячелетия тому назад либерально-масонское движение деистов начинает приобретать черты катакомбной церкви, католическая же Церковь окончательно становится частью абсолютистской монархии. Затем просветительские по своему генезису либеральное и социалистическое движения создают массовые партии квазицерковного типа, ибо никакого иного паттерна социальной структуризации Европа не имеет.
Интересна судьба церкви в обеих Америках, где к власти изначально пришли либеральные масоны, церкви враждебные.
В Северной Америке приходы стали "арматурой" гражданского общества, дистанцирующегося от правительства.
В Латинской Америке на церковь стали опираться консервативно-аристократические круги, в т.ч. военные, свергающие правящих масонов, т.е. повторяя европейский 19 век.
И когда секулярный прогрессизм оказался окончательно скомпрометирован ("Короли и капуста" О.Генри), и церковь вновь стала всем, как в Европе 16 века, в ней, как и реформация 500 лет назад, зародилось социальное диссидентство - "теология освобождения".
! Орфография и стилистика автора сохранены