В последние дни января в Чехии избрали президентом пророссийского евроскептика Милоша Земана, а польский сейм одобрил законопроект, по которому всякий, кто обвинит поляков в соучастии в Холокосте, может быть приговорен к трем годам тюрьмы. События разные по масштабу и характеру, но в числе причин, их породивших, есть схожие.
Путь наверх требует напряжения и порождает усталость, желание расслабиться, отдохнуть. Для общества путь наверх, означает движение к прогрессу, свободе и демократии. На примере России можно видеть, как после короткого периода движения к свободе страна сорвалась в архаику и диктатуру фашистского типа. У западных соседей России амплитуда колебаний не столь размашиста. Скорее, это усталость от демократии и желание значительной части общества укрыться от холода и ответственности свободы в уютной, хоть и немного затхлой норке традиционализма и консерватизма.
Большинству чехов сейчас не нужен Вацлав Гавел и следующий в русле его традиций президент Чешской Академии наук Йиржи Драгош. Им в данный момент оказался ближе несдержанный на язык развязный выпивоха Милош Земан, поддерживающий отмену санкций и вступление России в ЕС и выступающий за признание Крыма российским. Во времена Гавела "пражское кафе" вело за собой провинциальную "чешскую пивную", а сейчас "провинциальная пивная" победила.
В соответствии с поправками к закону об Институте национальной памяти, который польские депутаты приняли 26 января 2018 года, то есть накануне дня памяти жертв Холокоста, сам факт Катастрофы не отрицается, но история Холокоста существенно корректируется. Теперь виновны только немцы. Публичные заявления об участии поляков в уничтожении евреев, в организации лагерей смерти теперь в Польше запрещены и караются тюремным заключением.
Чехи проголосовали за Земана в том числе потому, что он противник того, чтобы Чехия принимала беженцев. Польские депутаты проголосовали против признания вины в Холокосте в том числе и своих мерзавцев. Как тут не вспомнить попытки российских патриотов защитить память Сталина и отрицать преступления его режима. И в Чехии и в Польше, не говоря уже о России, все это — торжество национального эгоизма, того самого, который является одним из признаков национализма, от которого есть дорожка к нацизму.
Далеко не всякий политик, практикующий национальный эгоизм, является националистом. И уж, тем более, далеко не всякий националист вступает на кривую дорожку нацизма. Но политический компас показывает в эту сторону.
В современном мире "устали" от напряжения прогресса не только славяне. В США эта же усталость проявилась в бунте "ржавого пояса", усадившего Трампа в кресло президента. Брекзит из того же ряда — это усталость британцев от испытания трудностями величайшего проекта Единой Европы.
Периоды "усталости" случаются в истории всех народов. Жить в эти времена людям, ориентированным на прогресс и свободу, не очень приятно. Обнадеживает то, что эти времена обязательно кончаются.
! Орфография и стилистика автора сохранены