Вот за что я люблю Ксению нашу Анатольевну Собчак, так это за исключительную честность. Не смейтесь, это не шутка. Она всегда предельно честно артикулирует свою политическую позицию и очень точно обозначает линии размежевания. Ведь говорила же всем прямо и многократно, что цель ее участия в выборном фарсе – недопущение революции. А дальше каждый волен фантазировать на тему, является ли это "объективным пособничеством" или "субъективным".
Так и сейчас. Ксения Анатольевна заявляет об отказе считать Путина "Гитлером Современности", потому что "эта черно-белая картина мира приводит к еще большему противостоянию". И я полностью поддерживаю ее в желании провести жесткий водораздел между теми, кто считает Путина Гитлером современности, и теми, кто его таковым не считает. Стремится мыслить оттенками и не усиливать противостояния. Совсем как некоторые демократические политики в 1938 году. Они ведь тоже пытались понять "правду Гитлера" и найти компромисс.
Только вот тогда все равно пришлось закрыть глаза на оттенки. Закрыть глаза на то, что в Антигитлеровской коалиции состояла тьма пренеприятного народа. Я не только о Сталине, который сам был вполне под стать Гитлеру. Ситуативно в составе Коалиции оказались политические силы и целые режимы, которые если и нельзя назвать полностью фашистскими, то полуфашистскими можно назвать вполне. Да и "великие западные демократии" тоже не были рыцарями без страха и упрека. И военные преступления тоже совершали наряду со Сталиным.
Об оттенках имели моральное право говорить прибалты, оказавшиеся между молотом и наковальней. Или украинцы. А вот немцы на это права не имели. Потому что именно они предприняли попытку насильственно вернуть мир в средневековье. И нужно было сначала эту попытку пресечь, а уж потом разбираться с оттенками.
Да, между Гитлером и Путиным есть различия. Путин до сих пор удерживает свой режим от превращения в классическую фашистскую однопартийную модель, в которой любая оппозиционность (даже декоративная) запрещена и карается. Удерживает, несмотря на то, что силы, стремящиеся именно к этому, становятся все более крикливы и статусны. Вопрос о том, отлились ли уже используемые кремлевской пропагандой заимствования у фашистских и нацистских теоретиков в целостную идеологическую конструкцию, тоже спорен и мог бы послужить предметом увлекательного академического исследования.
Вот только для мира важны не эти нюансы, а то общее, что объединяет Гитлера и Путина. И тот и другой сталкивают мир в эпоху, когда доминировало "право силы", а "сила права" находилась у него в услужении. И тот и другой целенаправленно разрушают выработанные цивилизацией ограничения на обман, насилие и жестокость. За тем и за другим – силы мракобесной реакции, дремучей архаики, стремящиеся перечеркнуть достижения человечества в области гуманизма и прав человека. Именно поэтому Путин – это Гитлер Современности.
Так же как и тогда, сегодня остановить эти стремящиеся к реваншу силы можно только в непримиримом противостоянии им. В противостоянии, исход которого так или иначе будет решать сила. В том числе и военная сила. В какой пропорции буду сочетаться ее применение и угроза ее применения, предсказать невозможно. Но повторю в десятый раз: аннексия Крыма запустила механизм, который неотвратимо толкает РФ и Запад к прямому военному столкновению.
Нам остается лишь выбрать свою сторону и до времени забыть об оттенках. Тем, кто продолжает мыслить оттенками, кого страшит нарастающее противостояние, лучше пока отойти в сторону и не мешать. Они еще пригодятся. Потому что мы обязательно вспомним об оттенках. Но только после того, как кремлевский упырь отравится в своем бункере. Гитлер капут!