Удивительные вещи узнаешь о Японии в моменты кризисов - например, насколько автономна и самостоятельна здесь местная власть, насколько ограничены полномочия центрального правительства. Разумеется, я и раньше знал, что избираемый прямым голосованием губернатор каждой из 47 префектур страны (областей, если хотите) в чем-то имеет больше прав, чем даже премьер-министр, которым становится лидер ведущей парламентской партии. Но не настолько же!

Короче, правительство еще в феврале объявило, что требует из-за коронавируса закрыть все школы в стране со 2 марта. На дополнительные каникулы. Все послушались - на прошлой неделе закрылись более 90 процентов школ. Бунт (внимание) сходу устроила захолустная префектура Симанэ - она заявила, что на ее территории нет ни одного зараженного, а детям нечего болтаться без дела.

И вот сегодня бунт расширился - с понедельника начинаются занятия в еще одной префектуре на юго-западном острове Кюсю. И в шести городах на основном острове. Мотивировка - нечего паниковать, у нас нет ни одного нового случая заражения, пошли вы в Токио к черту, детям надо учиться.

А проблема в том, что правительство не может приказать - решения принимают местные комитеты по образованию. Токио имеет полномочия только просить. Кстати, завтра парламент примет поправки к законодательству, дающие премьер-министру право вводить общенациональный режим чрезвычайной ситуации в связи с коронавирусом. Но и при этом полномочия в зависимости от ситуации вводить карантин, ограничивать выход людей из домов, конфисковывать земли под экстренное строительство новых больниц получат только губернаторы. Избранные мини-президенты в своих префектурах. Вот такой японский федерализм.

Василий Головнин

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены