Историк русской мысли и, кажется, даже философ Андрей Тесля написал:
"и давайте еще раз, на прояснение -
- это моя страна - я не свободно парящий интеллектуал и не человек мира -
- это моя страна -
- и я могу не желать ей начинать войн, а коли война началась, то - желаю ей в ней победить, при всем сочувствии к жертвам со всех сторон и при всем сокрушении, что - по той или иной вине, по глупости или безрассудству, от гордыни или еще отчего - такое оказалось возможным -
- или, если победа невозможна -
- то желаю непостыдного поражения -
- и вновь - это не история о том, что я считаю свою страну всегда правой - она часто неправа и зачастую совершала и совершает всяческие непотребства и гнусности - но она остается моей страной, другой у меня нет"
А потом, в ответ на критику добавил:
"простите, что обманул надежды -
- но для меня намного важнее вас -
- так уж случилось -
- старики - от Аристотеля до Герцена и Хомякова с Розановым и С.Ф. Платоновым на краях -
- они, конечно, безнадежно устарели - но мне лучше с ними, чем с современным правильным взглядом -
- что нигилизма официоза, что стеклянным взглядом моральной правоты".
Андрей Тесля серьезный человек, Андрей Тесля вроде бы беспристрастный исследователь, — словом "а Брут ведь благородный человек"... Я написал в ответ Андрею Тесле некий текст, который хочу опубликовать на своей странице.
Вы, Андрей Александрович, сильно ошибаетесь. Вы напрасно хотите спрятаться за спинами упомянутых Вами авторитетов. Вы сильно обижаете даже Розанова с Хомяковым, не говоря уж о Герцене, свертывая их трагическое отношение к России к тосту американского офицера, в полупьяном кураже брякнувшему: "My Country, Right or Wrong!"
Об Аристотеле упомянули совсем напрасно: для него, метека в Элладе, было бы уморительно смешно услышать: "Плохая или хорошая Македония, моя страна!" Для него как философа риторический перл "стеклянный взор моральной правоты" был бы свидетельством полной "амусии", "аматии" — вульгарного невежества. Аристотель исключил бы Вас из Ликея, а Платон из Академии, пч, говоря так, вы освобождаете себя от этической, а значит — как ясно после их учителя Сократа — всяческой ответственности. Вы объявляете, что будете безответственно читать, думать, говорить, потому что свободны от честности и совести во всех делах и словах.
Кажется, "My Country, Right or Wrong!" тезис национальной преданности, а Вы занимаетесь историей русского национализма. Но это тезис имеет в виду отнюдь не политическую (полис, где Right or Wrong тема решающего разговора, а не безразличного отмахивания — My Country), не гражданскую нацию со свободно судящими гражданами, не национальное государство с законами, претендующими быть правильными, справедливыми, достойными человеческого достоинства, — этот тезис выражает совсем другое сознание, архаичное сознание племенной общности, которой до нации расти и расти. Причем рост этот прямо связана с озабоченностью "моральной правотой".
Беда — Ваша беда — однако, в том, что Вы сами-то отнюдь не бессознательный член племени, а совсем наоборот, вполне сознающий, вполне модерново индивидуальный субъект. Ваше решение (1) сознательно свертывает Вас самих в бессознательную принадлежность анонимной племенной общности. Но это бы ладно, каждый делает из себя кого захочет. Ваше решение (2) делает (!) из сложной, давно уже европейски просвещенной (тоже вполне модерновой) общности Российской нации — бессознательное и безответственное племя, ведать не ведающее ни о нравственности, ни о справедливости, ни об истине.
Ваша страна совершает преступление против человечества. Стоит поэтому подумать, что это такое — "человечество", как оно конкретно существует, присутствует и что значит совершать преступление против него. Это называется ответственностью мыслящего человека (а не "стеклянным взглядом моральной правоты").
Ваша страна совершает преступление против человечности. Стоит подумать мыслящему, то есть ответственному человеку, что это такое — "человечность", на что покусилась "ваша страна", и не имеет ли отношение эта "человечность" также и к "вашей стране", не становится ли она не просто wrong, а бесчеловечной, контр-человечной. Вот о чем идет речь для ответственного человека, который отождествляет свое бытие с бытием своей страны. Ему негоже отмахиваться от своего интеллектуального долга риторикой сомнительного стиля. Во всяком случае, вместе с my country он должен так же отважно признать: it`s mу own crime, mea culpa, я соучастник военного преступления против человечности и человечества.
! Орфография и стилистика автора сохранены