Сегодня годовщина событий 6 мая на Болотной площади в Москве в 2012 году. Десять лет прошло. И за эти десять лет было сломано немало копий вокруг вопроса о том, можно ли тогда было победить. Под "тогда" имеется в виду не конкретное число 6 мая, а в целом - вся та протестная волна конца 2011 - начала 2012 гг.
Не хочется повторять все доводы многочисленных сторон, о том, что именно тогда было можно, а чего нельзя. Все это многократно проговорено и вряд ли кто-то способен кого-то переубедить. Скажу лишь то, что думаю теперь сам.
Шанс на победу был. На победу политической оппозиции, на победу гражданского общества. Больше того, шанс есть всегда. Его просто надо правильно использовать.
Но для начала, для того, чтобы победить, надо очень четко понимать, чего именно ты хочешь добиться. Победа должна быть понятной, конкретной, осязаемой и достижимой.
Окончательная победа над режимом - это его демонтаж. Полная деконструкция. Целиком и полностью. Уход в отставку высших должностных лиц, включая президента. Роспуск правительства и нелегитимного парламента. Расформирование карательных органов с последующей люстрацией и судами над теми, кто совершил конкретные преступления. Освобождение политзаключенных. Снятие любых партийных и электоральных ограничений и последующие свободные выборы. Желательно уже в обновленные органы власти. Например, в Учредительное собрание (можете назвать по-другому, если Вам это не нравится). В идеале - переучреждение государства на новых началах.
Так вот, что интересно и важно. Тогда, в горячке всех этих событий никто всерьез даже не предлагал такое понимание "победы". Никто (или почти никто, за исключением самой радикальной части оппозиции) не ставил себе таких целей.
Я хорошо помню доминирующий тренд общественных настроений того времени.
"За честные выборы" (это как именно!?), "Чурова в отставку". "На власть надо влиять, а не менять ее". И так далее и тому подобное. Общий трэнд был эволюционный, а не революционный. Давайте это признаем. Отсюда же и мирный настрой большинства протестующий (за вычетом радикалов).
А сами лидеры оппозиции были больше заняты самопиаром и конкуренкцией друг с другом, чем реальной борьбой с режимом. Я хорошо помню медведевскую замануху со "свободной регистрацией партий", на которую многие повелись. Тогда я говорил своим многочисленным оппозиционным знакомым, что это - разводка, но мало кто прислушивался к этому. Все побежали регистрировать свои партии. Доходило до смешного, как, например, у националистов, которые попытались создать аж четыре партии (НДП, Новая сила, РОС, партия националистов), вместо того, чтобы попробовать создать хотя бы одну действительно сильную и многочисленную. Разумеется, все это оказалось бесмысленно.
Никто не вопринимал ту борьбу всерьез. Никто (или почти никто) не ставил серьезной цели демонтажа режима. Все играли в свои партийные или околопартийные игры.
Так победить авторитарный режим невозможно. Что и было доказано последующими событиями.
Когда и если, если и когда российской оппозиции (да я знаю, что сейчас ее уже почти нет, но может еще появится) снова представится возможность влиять на массы людей, вышедшие на улицы, это урок необходимо будет учесть.
Надо ясно ставить определенную цель - демонтаж режима - и добиваться ее всеми возможными способами.
! Орфография и стилистика автора сохранены