Окно моего номера в римском отеле выходит на Колизей. Я сфотографировала вид и отправила друзьям. От одного из них пришел вопрос, почему мне интересно смотреть на место, где люди убивали зверей, звери — людей, а еще и люди — других людей.
Сижу и думаю: и правда, почему? Почему я все время подхожу к окну, чтобы посмотреть, как Колизей выглядит при свете дня, и в сумерках, и в темноте?
Можно, наверное, сказать, что дело в его архитектурной ценности — эта огромная конструкция была создана так, что выдержала и многочисленные толпы, сходившиеся сюда на гладиаторские игры, и долгие века, когда сюда приходили, чтобы выломать очередную плиту и использовать ее для другого строительства, и то время, когда Колизей был замком, и то, когда через него проходила дорога, и то, когда там были жилые дома, и нынешнее — с толпами туристов, вибрацией от транспорта и грязным воздухом, портящим даже камни.
Можно смотреть на Колизей, как на место, связанное с бесконечными слоями истории — амфитеатр, воздвигнутый императором Веспасианом на том месте, где перед огромным дворцом Нерона было вырыто искусственное озеро, — должен был показывать начало новой эпохи. С тех пор здесь сидели практически все следующие римские императоры, и какие только великие не поднимались по его ступеням.
Марк Аврелий не выносил гладиаторские игры, но все равно приходил сюда — обязанность императора! — разворачивал свиток и демонстративно читал.
Можно вспомнить художников, писавших Колизей, Стендаля, говорившего, что он уже полтора месяца каждый день приходит к нему и только теперь начинает по-настоящему понимать это великое здание.
Посреди ночного Колизея, освещенного только факелами гидов и лунным светом гуляли Франц и Альбер в "Графе Монте-Кристо", и Франц невольно услышал разговор графа с разбойником Луиджи Вампа.
Можно найти еще множество исторических, художественных, литературных ассоциаций, связанных с Колизеем.
Но я сегодня думаю прежде всего о другом. На арене этой потрясающей постройки, действительно, потоками лилась кровь и людей, и зверей. Это гениальное создание инженерной мысли было специально создано так, чтобы звери могли выходить из подземных вольеров по прекрасно выстроенным проходам, и терзать людей, или вступать в бой с гладиаторами и погибать. Замечательно сделанный туннель вел к Колизею от казарм гладиаторов. Они проходили по этому туннелю навстречу смерти. "Славься, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя". Арену даже можно было залить водой настолько, чтобы можно было разыграть морской бой — с вполне реальными жертвами.
Действительно, стоит ли восхищаться таким жутким и кровавым местом? И тут я думаю о том, как сегодня Колизей пытаются переосмыслить. Как в первые же часы российского вторжения в Украину его подсветили цветами украинского флага.
И еще — как обычную подсветку Колизея меняют на золотистую в те дни, когда еще одна страна решает отказаться от применения смертной казни, или когда где-то отменяют смертный приговор.
Какой это прекрасный подход к историческому памятнику — не "кэнселить" его, не разрушать, упаси Бог, а аккуратно подойти со своими нынешними ценностями и напомнить о них.
Вчера, правда, подсветка была обычной. Но кто знает, какими цветами расцветет Колизей в будущем?
ВЫНУЖДЕНЫ СООБЩИТЬ, ЧТО НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕН ЗАСЛУЖЕННЫМ УЧИТЕЛЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАМАРОЙ НАТАНОВНОЙ ЭЙДЕЛЬМАН, КОТОРУЮ ТАК НАЗЫВАЕМОЕ МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ ВКЛЮЧИЛО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ.
! Орфография и стилистика автора сохранены