12 апреля в России с началом войны в Украине стал Днем космической подлости. Впрочем, подлыми русские были всегда. Начиная с того, как по окончании Великой Отечественной войны вывезли из Германии в Советский Союз оборудование немецких авиационных заводов вместе с их инженерами, чтобы организовать в этой стране ракетное производство. Эти остатки заводов Вернера фон Брауна, выпускавшие ФАУ-2 послужили основой для производства на куйбышевском заводе "Прогресс" советской баллистической ракеты Р-7 (11А511), модификация которой вывела на орбиту первый спутник и Юрия Гагарина.
Это инженеры немецкого "Юнкерса" и других заводов трудились в Куйбышеве на моторном заводе, создавая под руководством Николая Кузнецова, ставшего затем генералом инженерных войск, советские реактивные и ракетные двигатели. Немцы работали на советскую оборонку. Правда, советская пропаганда стыдливо молчала, что советский ракетный щит создан на немецких (фашистских) разработках. Это была военная тайна.
Хотя об этом не писали в газетах, то, что в городе делают ракеты и ракетные двигатели, знал каждый детсадовец.
Помню, отец одноклассника в семидесятые принес с завода Фрунзе (тот самый моторный завод Кузнецова) отвертку необычной формы, чтобы починить двигатель своего "Жигуленка". А его сынишка вышел во двор похвалиться друзьям необычным инструментом: прочным, с выбитым на удобной бакелитовой ручке номером. Слово за слово, пацан обменял отвертку на модельку авто. Вечером отец хватился: нет отвертки. Схватил пацана за плечи: чуть душу из второклассника не вытряс. Тот во всем признался. Его отец потом бегал к тому парню, который на отвертку модельку выменял. А сыну сказал: сто моделек ему купит, а отвертка эта одна из тридцати, что на заводе из немецкой оснастки для сборки моторов осталась.
Первые ракетные движки собирали еще из конфискованного после войны у немцев фашистского задела. Прошло тридцать лет, а на заводе Фрунзе ракетные движки производили по немецкой технологии, на немецких довоенных станках. Даже отвертки свои делать не научились. Шла Девятая пятилетка СССР.
12 апреля в Куйбышеве (теперь Самаре) ранняя весна, на остановке трамвая на улице Гагарина у трамвайного кольца перед филиалом ЦУМа "Самара" в синей школьной форме с нашитыми поверх формы погонами, в пилотках стоят ребята лет 14. Курсанты школы юных летчиков-космонавтов. Веселые, поздравляют друг друга с Днем космонавтики. Шутливо изображают бой на шпагах свернутыми в трубочку журналами "Техника молодежи". Чувствуют сопричастность к космосу: посмотрели в кинотеатре "Весна" фильм "Москва-Кассиопея", где их ровесники на звездолете отправились в космос.
Обсуждают новинки науки и техники, как построить тренажер кабины пилота для школы космонавтов.
Родители курсантов работают на местных заводах, собирая ракеты и ракетные двигатели. Для них это обычное дело, у многих отцов дома по двадцать мужских наручных часов: их выдают вместо премии после удачного запуска "изделия". Дед другого приятеля, начальник на заводе "Прогресс", лично знавший всех пионеров советской космонавтики, в начале девяностых постоянно говорил, что, когда его поколение (он был 1922 года рождения) уйдет, "ракеты самарские начнут падать и взрываться". Потому, что, по его словам: "смену из начальства на заводе не вырастили, а работяги: деревенские понаехи, не умеют делать изделия по затертым от времени немецким чертежам. Они рукожопы: лишь бы побыстрее работу выполнить, да премию получить, качество их не интересует". Он оказался прав.
Вывезенные после войны немецкие чертежи ФАУ-2 истлели, на "Прогрессе" начали выпускать модернизированный "Союз", запуски которого раз за разом были неудачными. Зато это была российская разработка, оказавшаяся хуже немецкой (фашистской). Поговаривают, на "Прогрессе" в итоге вернулись к проверенной трофейной немецкой технологии, а переименовывать обратно "Союз-М" не стали: госпремии за инновации поколение послевоенных прогрессовцев уже получило.
В Самарском национальном университете имени Сергея Павловича Королева есть посвященный космосу музей, ведь еще недавно вуз был аэрокосмическим. Это губернатор Меркушкин укрупнил его, объединив с Самарским университетом. По слухам, после этого Меркушкин со свитой посетил музей, уделив особое внимание экспозиции, посвященной работе Королева в Куйбышеве. Всем известно, что на территории аэрокосмического университета 60 лет стоял личный самолет Королева Ил-14, который при Меркушкине под предлогом освобождения территории почему-то утилизировали. Выслушав рассказ экскурсовода о Королеве, который носил шляпу, Меркушкин расчувствовался и забыл в музее свою фетровую шляпу. Нужно сказать, что он был единственным самарским губернатором после 1991 года, носившим шляпу. Очевидно, сказывалась школа советского партаппаратчика.
Как бы то ни было, на День космонавтики в музее СГАУ появился новый экспонат: фетровая шляпа Королева. Знатоки из числа чиновников областной администрации утверждают, что это... шляпа Меркушкина. Якобы, снова посетив вузовский музей, Меркушкин сказал: "надо же, как сохранилась, у меня тоже была похожая". Но музеям нужны легенды...
В маршрутке одна пассажирка рассказала другой, как ее зять из ватника стал нормальным человеком, а затем снова деградировал.
Мужчина продал коллекцию значков и начал есть качественную тушенку и мясо. Стал бодрее, почувствовал, что выглядит уже не как кахексичный ватник, который питается килькой в томате и картошкой. Он начал обувь чистить, купил себе ремейки одежды известных брендов, и, как следствие, начальство на работе оценило его за аккуратность и холеный внешний вид и повысило зарплату. Свою зарплату мужчина стал не пропивать, как раньше, а тратить на правильное питание и брендовую одежду. Но однажды забухал с друзьями на неделю, и за это время снова превратился в обычного самарского ватника. Когда затем его, потерявшего внешний лоск, начальство понизило в должности, он запил, как и прежде, употребляя после работы по баклажке "Охоты крепкого", а перед работой: фанфурик (стограммовую бутылку) водки.
"Не случилось успешной карьеры. Зато, бухая с мужиками, зять им говорит, что некоторое время был "белым человеком. Хотя, больше гордится тем, что собирает ракеты, которыми бьют по украинским бандеровцам. Он даже написал на одной из ракет свою фамилию и текст: "по хохлам!", - резюмировала пассажирка маршрутки.
Когда осенью 2001 года на проспекте Ленина установили в качестве памятника ракету-носитель "Союз" в натуральную величину, гордости самарцам это не прибавило. Даже сейчас, когда рядом с ракетой, где находится музей "Самара космическая", хотят строить планетарий, молодежь не грезит космосом, не мечтает о школе юных космонавтов.
У музея космоса стоит "Передвижной пункт по набору на военную службу по контракту МО РФ". Вчерашние школьники читают рекламные брошюрки, смотрят на рекламе улыбчивого, как Юрий Гагарин, солдата в российской военной форме с буквой "Z".
Ребята смотрят на ракету "Союз" и идут записываться в убийцы.
Мальчишки-пустышки, которые не мечтают о школе космонавтов. Романтику освоения космических трасс на звездолете заместила мечта раздавить грязным солдатским сапогом Украину и весь западный мир впридачу.
С Днем космонавтики!!!
! Орфография и стилистика автора сохранены